Условия обучения детей с ОВЗ (Инклюзивное образование)
Инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам каждого ребенка, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Основная идея включения – это обучение детей с ограниченными возможностями не в отдельных специализированных учреждениях, а в обычных общеобразовательных школах. Для России инклюзивное образование – достаточно новое явление. Первые школы инклюзивного обучения появились в нашей стране в начале 90-х годов в Москве. С осени 1992 года в России началась реализация проекта “Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». По словам Дмитрия Анатольевича Медведева “мы должны создать нормальную систему образования, чтобы дети и подростки с ограниченными возможностями могли обучаться среди сверстников, в том числе и в обычных общеобразовательных школах. Это нужно не только им, но и в не меньшей степени самому обществу”.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Обследование детей психолого-медико-педагогической комиссией осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей).
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой.
Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Адаптированные образовательные программы в МБОУ «Пришненская средняя школа № 27» реализуются для следующих категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
обучающихся с задержкой психического развития;
обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В МБОУ «Пришненская средняя школа № 27» образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организовано совместно с другими обучающимися
Система условий для детей с ограниченными возможностями здоровья
Материально-технические условия
|
|
Учебные кабинеты. Оснащение кабинетов осуществляется согласно письму Министерства образования и науки Российской Федерации № МД-1552/03 от 24 ноября 2011 г. «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием». Тем самым создается целостная информационно-образовательная среда. Учебные кабинеты и остальные помещения оснащены необходимым оборудованием, дидактическими и техническими средствами, учебно-вспомогательными и мультимедийными материалами и соответствуют всем требованиям для успешной реализации адаптированных образовательных программ. В ОУ оборудованы медицинский, процедурный, кабинет педагога-психолога, социального педагога, сенсорная комната, помещение для проведения групповых коррекционно-развивающих занятий, спортивный зал. Кабинеты полностью соответствуют санитарно-гигиеническим нормам, нормам пожарной и электробезопасности. Обязательным условием к организации рабочего места обучающегося в МБОУ «Пришненская средняя школа № 27» является обеспечение возможности постоянно находиться в зоне внимания учителя. Педагоги совместно с коллективом детей и родителей стремятся создать уютную и комфортную обстановку. Образовательная организация соответствует санитарно-бытовым условиям, которые представлены наличием оборудованных гардеробов, санузлов.
|
|
Требования
|
Наличие |
Удобно расположенные и доступные стенды с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, распорядке, режиме функционирования организации, расписании уроков, изменениях в режиме обучения, последних событиях в школе, ближайших планах |
Стенды в кабинетах: противопожарная информация, ПДД и т.д. Стенды в холле первого этажа Стенды в коридорах начальной школы
|
Наличие доступного пространства, которое позволит воспринимать максимальное количество сведений через аудио-визуализированные источники |
Просторные кабинеты, оборудованные интерактивными досками, документ-камерами |
Обеспечение возможности постоянно находиться в зоне внимания педагога. |
Обучающиеся с ОВЗ в инклюзивных классах сидят не далее второй парты |
Использование базовых учебников для сверстников без ограничений здоровья |
Обучающиеся с ОВЗ получают учебники в библиотеке так же, как и все учащиеся |
Преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности |
Кабинет химии – таблица Менделеева, Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование Приборы. Наборы посуды и лабораторных принадлежностей для химического эксперимента, Комплекты для лабораторных опытов и практических занятий, средства ИКТ, Кабинет географии – географические карты Кабинет биологии - наглядные модели, натуральные объекты (цветы и растения), муляжи, анатомические модели, пособия на печатной основе Кабинет физики – измерительные приборы, демонстрационное оборудование |
Организация зоны отдыха обучающихся |
Кожаные диванчики и банкетки в каждой рекреации |
Оборудование кабинетов педагога-психолога и сенсорной комнаты |
Стол полукруглый, Шкаф книжный, «Песочная фантазия», «Чудесный фонтан», Настенное панно «Звёздное небо», Источник света для фибероптики, Пучок фибероптических волокон, Настенное панно «Водопад», Сухой бассейн угловой, Подсветка сухого бассейна, Доска магнитно-маркерная «Шашки», Тактильная дорожка (7 элементов), Танцевальный коврик, Телевизор «Самсунг», Мебель «Тодес» кресло, Мебель «Тодес» мини диванчик, Ковер 5,5х3. |
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2014 № ВК-1748/07 “О государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью”
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”